Психологическая подсистема управления


Психологическая подсистема управления
Социальные системы, к которым принадлежат и ПОО, гетерогенны (неоднородны), состоят из различных по свой природе и свойствам элементов, явлений, связей, зависимостей, качественно своеобразных подсистем. Управление, решая общесистемные задачи, специализирует свои регулирующие воздействия на эти подсистемы, функционирующие по своим собственным закономерностям и механизмам, хотя и подчиняющимся общесистемным, но и влияющие на них.

В системе управления ПОО объективно существуют три основных качественно своеобразных подсистемы: управленческо-правовая, управленческо-материальная и управленческо-человеческая. Первая выражена в организационно-правовых документах, оргштатных расписаниях, схемах функционирования, распределениях прав и обязанностей, и др. Управленческо-материальная представлена техническим оснащением органа, средствами связи, транспортом, финансами и другим материальным обеспечением. Обе эти системы - рационально задуманная программа, модель функционирования органа и управления им. Их можно объединить понятием формализованных (официальных, рациональных, безличных подсистем). Эффективность управления невозможна без их совершенствования и доведения до определенного идеала, но этого мало.

Однако сотрудники, как и люди везде, могут по разному знать, понимать, помнить свои обязанности и права, относиться к ним, неоднозначно выполнять. Что-то они могут забыть, уделить первостепенное внимание не тем вопросам, которым должны уделять, отдавать предпочтение направлениям работы, которые не являются решающими, могут иметь и не иметь достаточно подготовки и способностей, чтобы с равной успешностью решать все задачи. Они по-своему могут оценивать положение дел, результаты своей работы, получать информацию не от тех, от которых должны получать, то же - передавать, передавать не то и не все, взаимодействовать не всегда так, как нужно и не с теми, с кем нужно. Они могут вмешиваться в дела и стремиться решать вопросы, по которым они не имеют ни прав, ни обязанностей и наоборот и т.п. Все элементы формальных подсистем «пропускаются» через сознание сотрудников и лишь то, что и как «пропущено», то, что превратилось в личное понимание и отношение, реально проявляется в деятельности персонала.

Человек приходит на службу не бесчувственным винтиком машины, но как личность во всем индивидуальном своеобразии, обогащая все отношения в ПОО и его жизни субъективными проявлениями, устранить которые невозможно, да и не надо, ибо в них не только слабость, но и сила ПОО. Последнее слово в любом деле принадлежит людям, их качествам, способностям и профессионализму, добросовестному, инициативному, творческому, неформальному и ответственному отношению к делу. Различия в эффективности деятельности принципиально одинаковых по своим формальным структурам ПОО определяются прежде всего людьми и управлении ими. Это свидетельствует о существовании в ПОО не только формальной, но и неформальной, управленческо-человеческой подсистемы, которая характерна наличием и действием психологических факторов, образующих в ней особую психологическую подсистему. Последняя отличается своими закономерностями, механизмами, феноменами, требующими адекватного их природе управленческого регулирования, что объективно определяет необходимость, наряду с другими, и в психологической функции управления.

(А.М. Столяренко)

Литература: Столяренко А.М. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. – М., 1982


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Смотреть что такое "Психологическая подсистема управления" в других словарях:

  • Психологическая инфраструктура правоохранительной деятельности — Инфраcтруктура (от лат. infra – ниже и struktura – строение, расположение) представляет собой форму, содержанием которой выступают группы психологических структур и поцессов, а так же соотвствующих связей между ними, обеспечивающих выполнение… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества… …   Википедия

  • Подструктура психологии управленческих воздействий — Всякое управление только тогда что нибудь стоит, когда вносит реальный вклад в результаты деятельности управляемой организации и достигает при том стоящих перед ним целей. Ему постоянно приходится разрешать противоречия между управляемостью… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психологический менеджмент — ПМ как направление в управленческой деятельности отражает тенденцию прогрессирующей дифференциации менеджмента на все более «частные» направления и, соответственно, спросом на новые категории менеджеров (менеджеры по персоналу, маркетингу,… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Антикризисное управление — (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… …   Энциклопедия инвестора

  • П — Пааше индекс [Paasche price index] Пагамент (Payment in cash) Пай (share, stock, stake) Пакет акций (interest, stock ) Пакетный множитель (blockage factor) …   Экономико-математический словарь